Эффект Барнума.

Тема в разделе "Социальная инженерия и психология", создана пользователем Izj.GoMoney, 24 сен 2016.

  1. Izj.GoMoney

    Izj.GoMoney RICH-BOSS Команда форума Модератор форума Внесен депозит 500$

    Сообщения:
    1.456
    Баллы:
    38
    Мне бы хотелось рассказать вам об одном из основных приемов, который называется эффектом Барнума, эффектом Форера или же эффектом субъективного подтверждения.
    Немного истории: (Рекомендуется к прочтению для понимания сути)

    ПРО БАРНУМА

    Давным-давно, в самом начале 19ого века, на свете появился человек, которого звали Финеас Тейлор Барнум, ставший, благодаря своим психологическим манипуляциям, одним из крупнейших деятелей шоу-бизнеса того времени.

    Девизом этого человека была фраза «Каждую минуту рождается лох». Активно и очень умело манипулируя сознанием своих зрителей, он заставлял их тратить деньги на такие вещи, о которых в здравом уме сейчас бы никто из нас и подумать бы не смог.

    В общем, не вдаваясь в подробности, я бы просто посоветовал каждому форумчанину прочитать побольше про этого человека, благо информации о нем сохранилось не мало. Очень поучительно получится для любого начинающего мошенника да и просто для человека, желающего узнать что-то новое.

    Впоследствии, после смерти Барнума, в 1948 году психолог Бертрам Форер решил провести эксперимент, в ходе которого выдал группе студентов психологическую характеристику и попросил их оценить соответствие данной характеристики действительности по пятибалльной шкале. Средний балл составил 4,26.

    Кажется, вы уже догадались, что ВСЕ студенты (Как мы все понимаем – абсолютно разные люди как по характеру так и убеждениям) получили одну и ту же характеристику!

    ТЕКСТ ХАРАКТЕРИСТИКИ:
    «Вы очень нуждаетесь в том, чтобы другие люди любили и восхищались вами. Вы довольно самокритичны.
    У вас есть много скрытых возможностей, которые вы так и не использовали себе во благо. Хотя у вас есть некоторые личные слабости, вы в общем способны их нивелировать. Дисциплинированный и уверенный с виду, на самом деле вы склонны волноваться и чувствовать неуверенность.

    Временами вас охватывают серьёзные сомнения, приняли ли вы правильное решение или сделали ли правильный поступок. Вы предпочитаете некоторое разнообразие, рамки и ограничения вызывают у вас недовольство.

    Также вы гордитесь тем, что мыслите независимо; вы не принимаете чужих утверждений на веру без достаточных доказательств. Вы поняли, что быть слишком откровенным с другими людьми — не слишком мудро. Иногда вы экстравертны, приветливы и общительны, иногда же — интровертны, осторожны и сдержанны. Некоторые из ваших стремлений довольно нереалистичны. Одна из ваших главных жизненных целей — стабильность».

    Теперь вернемся истории к настоящему времени. Эффект Барнума в данный момент применяется везде, начиная от рекламы и заканчивая гадалками и предсказателями. Будучи очень простым в применении, он оказывает очень сильное влияние на жертву, заставляя ее думать, что вы очень много о ней знаете. Ну или же очень хорошо ее чувствуете и понимаете.

    При практическом использовании эффекта Барнума роль играют следующие моменты:

    - Доверие и авторитет
    Жертва, подвергающаяся воздействию, должна быть убеждена в Вашей компетентности в вопросе, который вы затрагиваете при общении с ней.

    К примеру, в эксперименте Форера важную роль играло то, что он был преподавателем, а подопытными были студенты, которые, понятное дело, воспринимали преподавателя как более компетентного в области психологии человека.
    В случае применения данного эффекта магами-чародеями-гадалками, роль играет все от хорошо поставленного голоса до черных одеяний и пассов над хрустальным шаром. Атрибутика позволяет жертве расслабиться и стать более внушаемой, так как соответствует образу, который есть в ее сознании.

    - Обобщенность формулировок
    Никакой конкретики! Стоит хотя бы один раз высказать что-то, не соответствующее действительности, как жертва начнет со скепсисом относиться и к другим высказываниям. Используйте при общении абстрактные и обобщенные характеристики.

    Я не думаю, что в мире найдется хоть один человек, не считающий себя сантиментальным в глубине души и не испытывающий моментов слабости. При этом каждое из этих качеств абсолютное большинство пытается скрыть, что дает нам возможность, при правильном подходе, в первые же минуты общения создать о себе соответствующий образ.

    - Соответствие психологическим установкам.
    Небо голубое. Трава зеленая. Солнце желтое. Маги и колдуны облачены в черные одежды, а хакеры используют сложные программы с зелеными шрифтами на черном фоне.
    Соответствуйте шаблонам. Люди очень привыкли к определенным клише, грамотно используя которые вы сможете значительно правдоподобнее отыгрывать роль, которая вам необходима.

    - Убежденность жертвы в том, что высказывание применимо только к ней.
    Предложите друзьям взглянуть на гороскоп. Каждый отыщет только свой знак зодиака и больше не будет ничего читать, хоть и остальные прогнозы так же «качественно» подойдут к человеку, верящему в них.
    Скажи вам кто-нибудь сейчас, что сегодня вас ждет какая-то неприятность, и каждый спишет на это пророчество что-то свое: У кого-то машина от холодов не заведется, а кто-то чай разольет на работе. Главное – быть точно уверенным в том, что высказывание так или иначе относится к вам.

    - Позитивные характеристики
    Каждый из нас читал в детстве басни Крылова и Лису с Вороной все, я думаю, помнят. Лесть – очень мощное оружие, которое может быть при убеждении человека.
    Если грамотно донести до человека, что он умнее большинства и что он достоин куда большего, чем все окружающие его люди, то вам останется только протянуть ему кнопку «бабло», чтобы он перевел вам свои деньги, в ожидании чуда. История всегда это подтверждала.

    Теперь, разобрав каждый из аспектов, рассмотрим их практическое применение:
    Для максимальной эффективности большинства мошеннических схем вы должны соответствовать отыгрываемому вами образу и, помимо прочего, образ должен быть доминирующим над потенциальной жертвой.
    Офис зажиточного бизнесмена – мечта большой массы хомячков - будет работать лучше образа офисного клерка, так как первый уже воспринимается как человек, добившийся успехов. Следовательно, к его мнению потенциальная жертва будет прислушиваться куда активнее и убеждение будет работать лучше.

    Убежденность жертвы в индивидуальности подхода – очень важный момент. Интереса ради, могу предложить простой эксперимент:
    Постучитесь вконтакте к 10-15 девушкам и напишите примерно следующее:
    «Привет. Я учусь на психолога и готовлю дипломную работу по своей специальности. Просматривая твои фотографии, я составил психологический портрет. Сможешь оценить его соответствие?»
    Если ваша страничка будет соответствовать образу человека, который может быть психологом и заканчивать учебу, то положительных ответов будет достаточно много. Дальше уже дело за вами.

    Поэкспериментируйте с количеством комплиментов («Будучи достаточно умным человеком ты часто чувствуешь себя одиноко, не в силах заговорить с окружающими на по-настоящему волнующие тебя темы»), обобщенностью формулировок («Судя по фото, ты девушка. Так что, скорее всего, не мужчина. Значит, возможно, у тебя есть сиськи. А хотя, впрочем, не факт.») и образом, с которого вы подаете каждое свое высказывание.

    И, перед тем, как закончить статью, упомяну еще один важный момент:
    Стресс притупляет бдительность. По возможности, не давайте жертве расслабиться, так как стрессовое состояние сможет притупить критическое восприятие действительности.

    Копипаст

Поделиться этой страницей

Top