Как работает разведка? Доступной моделью работы любой разведывательной службы является так называемый разведывательный цикл. Ниже представлена иллюстрация цикла, взятая с сайта ФБР. Мы можем творчески перевести и сгруппировать немного по-своему и получить следующие этапы: Постановка задачи/формулировка проблемы; Планирование; Сбор данных; Обработка данных; Анализ информации; Подготовка отчета и презентация результатов. Возьмем эту модель на вооружение и адаптируем для наших благих целей проверки нечистоплотных товарищей. Шаг 1. Постановка задачи Обычно задача по проверке какого-либо человека ставится примерно так: “Надо собрать всю информацию об этом человеке!” По факту чаще всего нам интересно знать его биографию, психологический портрет, круг знакомств. Шаг 2. Планирование Не имея плана поиска и анализа данных, мы будем долго и грустно смотреть в экран и отправлять в поисковики различные запросы, содержащие крупицы известных нам данных о нашей цели. Если нам повезет, то мы сможем что-нибудь выловить, если нет – то зря потратим время в попытках перетрясти весьинтернет. Как спланировать наши действия? 1) Нам нужно собрать все, что известно на текущий момент: имя, фото, тел, сфера деятельности, друзьяи т.д. и т.п. Как правило, самой ценнойинформацией является ник, используемый человеком в интернет (чаще всего его можно получить, зная личный адрес электронной почты). 2) Нам нужно сформулировать рабочие гипотезы для поиска данных на основе имеющейся информации.Например: Человек работает в компании,занимающей продажей комбикормов, название которой заканчивается на «ва»: мы видели фотографию с выставки и смогли рассмотреть часть названия компании. Возраст от 30 до 40: оценили по голосу или описанию. Дружит с таким-то человеком. и т.п. Примечание. Талантливый разведчик должен уметь переключаться между двумя состояниями: безудержныйкреатив и жуткое занудство. В первом случае накидываем гипотезы для проверки, а во втором тщательно ихпроверяем: находим информацию и отбраковываем гипотезы в случае выявления несоответствий. 3) Имея рабочие гипотезы, продумываем какие источники данных нам могут быть полезны в этом легком деле по выводу на чистую воду. На поверхности лежат следующие источники интересной информации: Социальные сети VKontakte, Facebook, Twitter, Instagram и т.п. (масса интересной информации: фото, гео, друзья, интересы, контакты, психологический портрет и т.п.). Сайты судов (если знаемфамилию и место регистрации, то сможем узнать не судится ли человек по базе на сайте конкретного суда). База недействительных паспортов (http://hiderefer.me/?http://services.fms.gov.ru/info-service.htm?sid=2000). База судебных приставов: не должен ли наш товарищ чего? (http://hiderefer.me/?http://fssprus.ru/iss/ip/). База дипломов(http://hiderefer.me/?http://frdocheck.obrnadzor.gov.ru/). Google с Яндексом. Замечание. Зная ник, можно быстро посмотреть в каких социальных сетях существуют соответствующие страницы. Для этого существуют специальные сервисы для проверки доступности страниц, например, http://hiderefer.me/?https://namechk.com/ Забытые пользователем аккаунты иногда бывают намного интересней текущих. Мощным источником информации может стать поисковик, но чтобы извлечь максимальную пользу начинающему разведчику необходимо освоить так называемые http://hiderefer.me/?https://stf.st/threads/prodvinutyj-poisk-v-google-ch-2.2536/, среди которых одними из самых полезных являются: “”, -, cache, site:, filetype:, но это тема для отдельной статьи. Шаг 3. Сбор данных В рассматриваемом случае сбор данных будет заключаться в формировании запросов к рассмотренным источникам и сохранении результатов для текущего и последующего сопоставления и анализа. Бывает очень полезно в процессе подобного упражнения открыть текстовый редактор и последовательно сохранять в него обнаруженные данные (скриншоты, текст, фото и т.п.). Шаг 4. Обработка данных Иногда чтобы получить ценную информацию нужно покопаться в сырых данных. Примерами обработки могут быть: Извлечение метаданных из документов (авторство, GPS-координаты). Приведение выгрузки данных из социальных сетей к виду, с которым можно работать, например, в том же Excel. и т.п. Шаг 5. Анализ информации 1. Тестируем гипотезы. Собирая по крупицам информацию, мы сразу же проводим ее анализ и тут снова могут быть полезны гипотезы и ихтестирование на жизнеспособность. Сопоставляя с ними выявленные факты, косвенные признаки, логические заключения из фактов, можно определить наиболее вероятную гипотезу. Факты/Суждения Гипотеза 1 Гипотеза 2 Гипотеза 3 Гипотеза 4 Факт 1 + + + + Факт 2 – + + + Суждение 1 – – + + Факт 3 – – – + 2. Элементарные операции с данными: сортировка, сопоставление элементов и т.п. могут открыть массу интересного. Например, можно выгрузить списки друзей интересующего человека и, сопоставив их, определитьсообщества, структуры, к которым может иметь и интересующее нас лицо. В этом нелегком деле нам может помочь Excel с его возможностью условного форматирования в случае совпадения элементов. 3. Анализ фото- и видео-изображений. От опытного глаза начинающего интернет-разведчика не уйдут не только случайно попавшие в кадр: вид из окна, часть названия географического пункта или пикантное отражение в зеркале на заднем плане, но и различные невербальные сигналы, которые позволят судить о человеке: складки на лице, открывающие превалирующую эмоцию человека; любимые жесты; характер взаимоотношений с другими людьми и т.п. 4. Анализ содержимого текстовинтересующего человека или егособеседников. Обратите внимание на то, как человек описывает свое отношение к другим, что его друзья пишут о нем самом. Тут, конечно, стоит не только уметь внимательно читать, но и знать различного рода тонкости, например, то, что можно в соцсетиVKontakte искать упоминания о человеке с помощью следующего URL-запроса: http://hiderefer.me/?http://vk.com/feed?obj=ID&q=§ion=mentions, где ID – это идентификатор пользователя, который можно узнать, наведя курсор, например, на кнопку «Отправитьсообщение»: цифры в ссылке и будут его ID. 5. Анализ лайков. Некоторые ставят лайки всему, что видят, от кого-то лайка никогда не дождешься, но, в основном, люди довольноизбирательны в этом деле и вот тут очень интересно посмотреть статистику того, кто или что собирает максимум лайков от нашего человека. Хорошо, что появляются сервисы, позволяющие этот интересный процесс анализа автоматизировать, например, такие как http://hiderefer.me/?http://searchlikes.ru/ Тема анализа информации очень обширная и интересная, и мы к ней еще вернемся. Шаг 6. Подготовка отчета и презентация результатов Настоящие разведчики много пишут, так как работают на государство. Нам же, так как мы занимаемся подобными вещами исключительно в личных целях и в рамках закона, отчеты строчить не нужно. Тем не менее упражняться в письменном изложении процесса анализа и его результатов очень полезно, так как мы можем тем самым развивать логическое мышление и приобретать навыки анализа текстовой и числовой информации.