Привет riddley, Как показывает мировая практика успешно проведённых взломов (успешно для атакующих, разумеется), большая часть проблем связана именно с проблемами с людьми. Если быть более точным — дело в их способности выдать любую информацию и совершать совершенно дурацкие действия.
Думаю, IT-примеры вам и так прекрасно знакомы, поэтому напомню пример из книги «Психология влияния»: психологи обзванивали медсестёр в больницах, а затем представлялись врачом и отдавали распоряжение ввести смертельную дозу вещества пациенту. Сестра знала, что делает, но в 95% случаев выполняла команду (её останавливали на входе в палату ассистенты психолога). При этом врач даже не был хоть как-то авторизован. Почему сестра так делала? Просто потому, что она привыкла слушаться авторитета.
Давайте ещё раз: в примере благодаря грамотной социальной инженерии
95% больниц оказались критически уязвимы. топике про подготовку к хакерскому турниру была задача про девушку на респшене, случайно отлучившуюся на 30 секунд. Что бы вы успели сделать за это время? Поставить что-то на её машину? Нет, не хватит времени или прав юзера. Украсть документы со стола или отправить себе все письма? Не лучшая идея, вас заметят. Даже просто сесть за её компьютер — уже опасно из-за возможной скрыто смонтированной камеры в офисе. Лучшие ответы лежали в плоскости социального взаимодействия: наклеить стикер с номером техподдержки, пригласить её на свидание и так далее. За свидание не судят, зато оно даст вам кучу данных про иерархию в компании и личные дела сотрудников.
Итак, возвращаясь к ликбезу. Прочитайте «Искусство обмана» (вам точно понравятся конкретные диалоги оттуда), главу про социнженерию из книги Дениса Ферии с пафосным названием «Секреты супер хакера», серьёзную «Психологию влияния», а для начала —
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE....BD.D0.B6.D0.B5.D0.BD.D0.B5.D1.80.D0.B8.D0.B8 с описанием основных методик. Если у вас нет мощного отдела безопасности, после прочтения предупредите руководителя и проведите простой пентест. Скорее всего вы узнаете много нового о человеческой доверчивости.
Турнир Cyber Readiness Challenge и социальная инженерия
Кроме технических методов предотвращения социальных угроз (таких как введение общей платформы для обмена сообщениями внутри компании, обязательной аутентификации новых контактов и так далее) необходимо объяснять пользователям, что именно происходит при таких атаках. Правда, это бесполезно, если не совмещать теорию с практикой, а именно — время от времени действовать самому как злоумышленник и пробовать проникнуть в свои же системы. После пары «учебных тревог» и разборов сотрудники, по крайней мере, будут думать, не проверяют ли их при звонках.
Разумеется, для противостояния угрозе нужно «залезть в голову» атакующему вас злоумышленнику и научиться думать как он. В рамках оффлайного турнира
http://www.croc.ru/c2/offline.php, изначально создававшегося как симулятор для обучения специалистов по безопасности, мы не могли пройти мимо этого класса угроз.
Если вы разбираетесь в серверном и системном администрировании, инфраструктуре сетей и других технических вещах, но не учитываете такой прекрасный человеческий фактор, турнир даст вам пару интересных идей.
Нажмите, чтобы раскрыть...