Копипастище!!! Более 200 Android-приложений следят за пользователями посредством ультразвука Специалисты Брауншвейгского технического университета представили на IEEE European Symposium on Security and Privacy интересный доклад (PDF), согласно которому все больше Android-приложений могут обнаруживать и отслеживать специальные ультразвуковые маячки, что позволяет различным компаниями шпионить за пользователями. Специалисты называют эту технологию uXDT (ultrasound cross-device tracking, ультразвуковой межустройственный трекинг), и в докладе сказано, что в последние три года uXDT набирает все большую популярностью. К примеру, возможно внедрять специальные ультразвуковые сигналы, которые не различает человеческое ухо, в рекламные ролики, которые проигрываются по ТВ или на радио. Точно так же ультразвуковой «маячок» может быть внедрен и в сетевую рекламу, которую воспроизводит ПК или мобильное устройство, или может использоваться в магазинах в оффлайне. Смысл в том, что микрофоны, находящиеся рядом с источником звука (в ноутбуках, смартфонах, планшетах и так далее), способны улавливать этот сигнал. Если при этом на устройстве установлено приложение, чей SDK содержит функциональность по поиску таких маячков, «услышав» ультразвук, приложение доложит на удаленный сервер о том, пользователь, который владеет телевизором X и только что прослушал рекламу, которую также «слышал» смартфон Y. Все это позволит составить более полный профиль пользователя, узнать какими устройства тот владеет, чем интересуется, когда бывает дома и так далее. Исследователи рассказывают, что в основном за такую функциональность ответственны разработчики компаний Shopkick, Lisnr и SilverPush. А когда специалисты попытались разобраться, насколько распространено использование uXDT в Европе, выяснилось, что ультразвуковые «маячки» Shopkick можно обнаружить в 4 из 35 магазинов в двух неназванных городах. Хотя чтобы осуществлять слежку, нужно чтобы пользователь запустил на своем устройстве Shopkick SDK, это не такая большая проблема, так как производители, владельцы магазинов и рекламные компании часто побуждают пользователей устанавливать и запускать приложения, к примеру, чтобы получить скидку. Также специалисты изучили телевещание в семи европейских странах, но, к счастью, пока не выявили ультразвуковых маркеров в передачах, то есть использование uXDT в телевизионной рекламе пока не так распространено. «Хотя слежка через телевизионный контент пока не используется активно, мониторинговая функциональность уже применяется в мобильных приложениях, и это может стать серьезной угрозой приватности в самом ближайшей будущем», — пишут специалисты. Тревога специалистов связана с тем, что в ходе изучения 1,3 миллионов мобильных приложений они обнаружили 234 Android-приложения, готовых к работе с uXDT. Стоит заметить, что количество таких приложений возросло на порядок, к примеру, еще в декабре 2015 года их насчитывалось всего 39 штук.